avangard-pressa.ru

Раздел V. Философии о человеке и обществе - Философия

Тема 8.Природа и сущность человека. Человек и общество

Предмет философской антропологии ее место в структуре знания; науки о человеке – биология, археология, этнография и антропология.

Человек как предмет философской антропологии. Философско-исторические типы решения проблемы человека в античной философии. Религиозная антропология. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека в эпоху Просвещения. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Метафизика воли А.Шопенгауэра. Ф.Ницше: воля к власти. Антропологические идеи экзистенциализм.

Основные подходы во взглядах на происхождение человека. Философско-натуралистические идеи. Теологические концепции. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека.

"Человек", "индивид", "личность" – категории, характеризующие различные уровни и стороны понимания человека.

Специфическая человеческая форма активности. Человек как субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Проблемы типологии деятельности.

Смысл жизни человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации.

Объект и предмет социальной философии, специфика предметов общественных и гуманитарных наук.

Научный взгляд на условия возникновения общества. Первые формы социального. Существенные признаки общества. Общество в узком и широком смысле.

Типология общества; возможные основания классификации, виды и типы общества.

Структура общества, его элементы и компоненты. Типология общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества.

Основные сферы общественной жизни, их сущность, содержание, отличительные черты и функции: экономическая, политическая, социальная, духовная. Основные критерии разделения населения на социальные группы. Взаимообусловленность сфер общественной жизни. Понятие социального института и их типология. Общество как совокупность индивидов, социальных групп, классов, слоев.

Основные формы и уровни общественного сознания.

Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Многообразие форм, видов, типов культуры

Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Взгляды на источники, механизмы и цели общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы, концепция технологического детерминизма.

Единство и противоречивость общества и природы. Эволюция взглядов на отношение общества и природы. Необходимость гармонии общества и природы.

Тема 9.Глобальные проблемы современной цивилизации

Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса.

Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии.

Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество".

Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем.

Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.

Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Таблица 6

Тематический план для студентов очной формы обучения

№ Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества - Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания - Лекция-беседа (в интерактивной форме), семинар-практикум (в интерактивной форме) Раздел II. История философии - Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) - Традионная лекция, семинар-практикум Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков). - Традиционная лекция, семинар-практикум Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии - Лекция-диалог (в интерактивной форме), семинар-ролевая игра (в интерактивной форме) Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии - Тема 5. Бытие, материя, сознание - Традиционная лекция, семинар-практикум Тема 6. Философия развития Традиционная лекция, семинар-практикум Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания. Традиционная лекция, семинар-практикум Раздел V. Философия о человеке и обществе Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество (интерактивная форма проведения занятия) Лекция-диалог (в интерактивной форме), семинар-ролевая игра (в интерактивной форме) Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации Традиционная лекция, семинар-практикум ВСЕГО - % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 30,00%

Таблица 7

Тематический план для студентов очной на базе СПО формы обучения

№ Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества - Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания - Лекция-беседа (в интерактивной форме), семинар-практикум (в интерактивной форме) Раздел II. История философии - Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) - Традионная лекция, семинар-практикум Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков). - Традиционная лекция, семинар-практикум Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии - Лекция-диалог (в интерактивной форме), семинар-ролевая игра (в интерактивной форме) Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии - Тема 5. Бытие, материя, сознание - Традиционная лекция, семинар-практикум Тема 6. Философия развития - Традиционная лекция, семинар-практикум Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания. Традиционная лекция, семинар-практикум Раздел V. Философия о человеке и обществе Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество (интерактивная форма проведения занятия) Лекция-диалог (в интерактивной форме), семинар-ролевая игра (в интерактивной форме) Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации - Традиционная лекция, семинар-практикум ВСЕГО - % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 30,00%

Таблица 8

Тематический пландля сдудентов заочной классической на базе среднего (полного) образования формы обучения

№ Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества - - Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания - - Лекция-беседа (в интерактивной форме) Раздел II. История философии - Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) - Традиционная лекция Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков). - Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии - - семинар-практикум Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии - Тема 5. Бытие, материя, сознание - Тема 6. Философия развития Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания. Раздел V. Философия о человеке и обществе Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество. Лекция-диалог (в интерактивной форме) Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации Традиционная лекция ВСЕГО - % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 30,00%

Таблица 9

Тематический пландля студентов заочной на базе СПО формы обучения

№ Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества - Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания - Лекция-беседа (в интерактивной форме), Раздел II. История философии - Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) - Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков). - Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии - семинар-практикум Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии - Тема 5. Бытие, материя, сознание - Тема 6. Философия развития Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания. Раздел V. Философия о человеке и обществе Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество (интерактивная форма проведения занятия) Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации ВСЕГО - % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 50,00%

Таблица 10

Тематический пландля студентов заочной на базе ВО формы обучения

Тематический план для студентов очной формы обучения

№ Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества Тема 1. Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания Раздел II. История философии Тема 2. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения) Тема 3. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков). Тема 4. Основные этапы и особенности развития русской философии Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии Тема 5. Бытие, материя, сознание Тема 6. Философия развития Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии Тема 7 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания. Раздел V. Философия о человеке и обществе Тема 8 Природа и сущность человека. Человек и общество (интерактивная форма проведения занятия) Тема 9. Глобальные проблемы современной цивилизации ВСЕГО - % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах

Самостоятельная работа

Таблица 11