avangard-pressa.ru

Тема 1. Персонал и система управления персоналом - Психология

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 7

Тема 1. Персонал и система управления персоналом 9

Лекция 1. Система менеджмента 9

Персонал как ресурс организации 9

Промышленно-производственный персонал 11

Непроизводственный персонал 16

Квалификация персонала 17

Цели управления персоналом 22

Принципы управления персоналом 25

Функции управления персоналом 27

Методы управления персоналом 30

Контрольные вопросы к теме №1: 32

Тема 2. Прогнозирование потребностей в персонале 33

Лекция 2. Прогнозирование потребностей в персонале 33

Понятие потребности в персонале 33

Потребность в персонале как функция временных характеристик производственной программы 35

Потребность в персонале как функция норм обслуживания 39

Контрольные вопросы к теме №2: 40

Тема 3. Планирование в управлении персоналом 41

Лекция 3. Планирование в управлении персоналом 41

Сущность планирования персонала 41

Планирование набора персонала 44

Планирование высвобождения персонала 46

Планирование использования персонала 48

Планирование развития персонала 49

Планирование затрат на персонал 52

Контрольные вопросы к теме №3: 53

Тема 4. Маркетинг персонала 54

Лекция 4. Маркетинг персонала 54

Понятие маркетинга персонала 54

Внешние и внутренние факторы маркетинговой деятельности 56

Затраты на привлечение и развитие персонала 59

Выбор путей покрытия потребности в персонале 60

Высвобождение работников из производства 66

Контрольные вопросы к теме №4: 68

Тема 5. Набор и отбор персонала 70

Лекция 5. Набор и отбор персонала 70

Роль отбора в механизме управления персоналом 70

Методы отбора 72

Интервью с кандидатами на вакантные должности 75

Процесс интервью 78

Результативность интервью 80

Контрольные вопросы к теме №5: 81

Тема 6. Мотивация персонала 82

Лекция 6. Мотивация персонала 82

Методы мотивации персонала 83

Административные методы мотивации 83

Экономические методы мотивации 87

Современные подходы к организации оплаты труда 95

Социально-психологические методы мотивации 96

Влияние как метод мотивации 99

Кратковременное влияние 101

Долговременное влияние 102

Убеждение как метод мотивации 103

Контрольные вопросы к теме №6: 111

Тема 7. Оценка деятельности персонала 112

Лекция 7. Оценка деятельности персонала 112

Понятие и цели оценки деятельности персонала 112

Показатели оценки деятельности персонала 114

Методы оценки деятельности 115

Контрольные вопросы к теме №7: 122

Тема 8. Создание и развитие команд 123

Лекция 8. Создание и развитие команд 123

Понятие команды 123

Параметры команды 126

Композиция команды 127

Структура команды 128

Командные процессы 134

Роли членов команды 138

Внешняя среда команды 141

Мотивация команды 142

Контрольные вопросы к теме №8: 142

Тема 9. Менеджмент конфликта 144

Лекция 9. Менеджмент конфликта 144

Сущность конфликта 144

Типология конфликта 147

Личностные стили поведения в конфликте 153

Руководитель в конфликте 155

Конфликтность личности 159

Контрольные вопросы к теме №9: 161

Тема 10. Стиль руководства 162

Лекция 10. Стиль руководства 162

Понятие стиля руководства 162

Система ГРИД 165

Факторы, влияющие на стиль 167

Контрольные вопросы к теме №10: 169

ЛИТЕРАТУРА 170

Введение

Менеджмент персонала является неотъемлемой, а зачастую и важнейшей частью системы управления предприятием, поскольку сегодня именно персонал является наиболее мобильным ресурсом предприятия, обеспечивающим его конкурентоспособность и потенцию развития.

Передовые компании стремятся иметь у себя наиболее квалифицированный персонал, используют гибкие системы стимулирования для мотивации его творчества и развития. Вместе с тем, все убыстряющаяся информатизация общества приводит к:

· сокращению длительности жизненного цикла товаров, в следствие чего на рынке постоянно появляются продукты и услуги с постоянно улучшающимися конкурентными характеристиками, что ведет к ужесточению конкуренции;

· росту разнообразия человеческих потребностей и изменение ценностных ориентаций людей, вследствие этого изменяется их экономическое и социальное поведение;

· возрастанию скорости получения людьми информации о новых товарах и услугах вне зависимости от места их происхождения, следствием этого является быстрое изменение вкусов и запросов потребителей;

· возможности и необходимости для организаций постоянно сокращать количество своих сотрудников.

Таким образом, возрастающими темпами изменяются как изделия и технологии, социально-экономическое поведение потребителей, конкурентов, партнеров и государства, так и поведение работающего в организации персонала. В таких условиях неизбежно возрастает зависимость процветания и жизнеспособности предприятия от качества труда каждого работника. Это приводит к тому, что:

· во-первых, предприятие не может позволить себе такую роскошь, как наличие неквалифицированных и непроизводительных кадров;

· во-вторых, каждый сотрудник, приносящий своим трудом успех предприятию, становится все более для него ценным;

· в-третьих, квалифицированный сотрудник, понимающий свою ценность для организации, становится все более требовательным к уважению его личности, к применяемым на предприятии методам управления и господствующему стилю руководства;

· в-четвертых, организация начинает ценить не тех, кто много знает и умеет сегодня, а тех, кто на основе своих сегодняшних знаний и умений способен быстро приобретать новые знания, адаптируясь в динамичном мире.

Все вышеназванное делает управление персоналом одной из важнейших функций управления сегодняшним предприятием.

В предлагаемом пособии сделана попытка в конспективной форме изложить теоретические основы современных подходов к управлению персоналом, знание которых необходимо руководителю для успешного управления современной организацией в динамичной внешней среде.

Тема 1. Персонал и система управления персоналом